В понедельник вечером из гвинейской столицы Конакри Сергей Лавров отправился в еще в одну бывшую французскую колонию — Конго.
Итоговая пресс-конференция российского министра иностранных дел с его гвинейским коллегой была из здания местного МИДа перенесена в президентский дворец, и это наложило отпечаток на все происходящее. Резиденция возглавляющего страну полковника Мамади Думбуя находится в бывшем дворце Наций и больше напоминает ощетинившуюся оружием против внешних и внутренних врагов военную базу, нежели мирный гражданский объект. Поскольку такого количества иностранных журналистов охрана главы гвинейского государства на вверенной ей территории отродясь не видела, то реагировала на происходящее с подозрением, как полагается людям с шевронами сил специального назначения. Оружие наизготовку, многоэтапный досмотр и запрет на использование во время пресс-конференции всех электронных приборов — от диктофонов и телефонов до привезенных из России камер. Ни для кого никаких послаблений — даже официальному представителю МИД России запретили в весьма категоричной форме снимать на телефон ответы министров на пресс-конференции.
Но если Гвинею возглавляет президент, который по-прежнему ощущает себя полковником (а может, и генералом) — на всех парадных портретах, висящих в городе и кабинетах чиновников, Думбуя изображен в мундире с орденами, то лидер республики Конго Дени Сассу-Нгессо, напротив, считает себя гражданским человеком. Хотя в юности он был офицером-десантником, однако в дальнейшем избрал путь политика. А вот министр иностранных дел Народной республики Конго (не путать с расположенной по соседству — через реку, Демократической республикой Конго) Жан-Клод Гакоссо, так же, как его гвинейский коллега, учился в России — в Санкт-Петербургском (в то время Ленинградском) университете. И русский не забыл. Когда два года назад Лавров впервые посетил Конго, господин Гакоссо, вспомнив студенческие годы, радостно приветствовал его: «Привет, дорогой! Как жизнь молодая». На что российский министр вежливо ответил, что у него все хорошо. В понедельник вечером Сергей Лавров вновь встретился с главой МИД Конго в аэропорту города Ойо, куда тот приехал повидать своего нового российского друга.
Как Очуэмбе стал «Императором»
В этом году президенту Конго Сассу-Нгессо исполнится 80 лет, из которых почти 40 он возглавляет страну. В истории его правления было немало моментов, когда власть, а порой и жизнь Сассу-Нгессо висели на волоске. Но ему удивительным образом везло, и теперь даже противники главы конголезского государства признают: в политической борьбе его опыту и умению добиваться цели нет равных. Нынешний президент стал своего рода скрепой внутренней стабильности в Конго — без него, считают эксперты, в стране может начаться гражданская война.
Несмотря на жизнеутверждающие слова принятого в 1959 году гимна Конго «Да забудем мы то, что нас разделяет» это африканское государство по-прежнему разделено по этническому и региональному признаку. Более 200 политических партий, действующих в Конго, опираются преимущественно на клановые и национальные блоки. Сам Сассу-Нгессо принадлежит к племени мбоши, на языке которого президента называют Очуэмбе, что переводится, как «Борец».
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Город Ойо, куда прилетел Лавров, родной для главы государства и считается его детищем. Ойо развивается чрезвычайно быстрыми, опережающими другие территории Конго, темпами — даже деревни в его окрестностях используют солнечные батареи и холодильные установки. При этому народ мбоши составляет чуть больше 13 процентов населения Конго и является лишь третьим по численности этносом. В стране сохраняется скрытая вражда между густонаселенным югом и севером, откуда происходит нынешняя правящая элита. Тем не менее, Сассу-Нгессо удается сохранять баланс интересов, как внутри Конго, так и во внешней политике, что сделало его незаменимой фигурой в улаживании конфликтов на африканском континенте. Конголезцы говорят, что политика Сассу-Нгессо выглядит так: «непримиримая вражда днем и совместные ужины ночью».
Сам президент на предвыборном митинге в 2021 году заявил, что «в моменты неопределенности люди нуждаются в политиках с опытом», имея в виду, разумеется, себя. И выборы выиграл. А прозвище «Император» Сассу-Нгессо дал его союзник, экс-президент Гвинеи Альфа Конде. Тот самый Конде, арестованный и смещенный с поста нынешним лидером Гвинеи полковником Мамади Думбуя, с которым в понедельник утром встречался Сергей Лавров. Такая вот африканская история.
Под знаменем зеленых
Функции «патриарха» африканской политики, к которому обращаются враждующие стороны и внешние игроки, чтобы без военной силы уладить разногласия, Сассу-Нгессо успешно использует для привлечения инвестиций в Конго. Страна обладает значительными нефтяными запасами — нефтедобыча дает почти 70 процентов ВВП Конго и более 90 процентов доходов от экспорта. Отрасль вытеснила лесное хозяйство в качестве основы экономики. Государство также не мешает зарабатывать неформальному мелкому и среднему бизнесу. Однако снять Конго с нефтяной иглы президенту Сассу-Нгессо за время правления не удалось. Изменить ситуацию теперь он рассчитывает с помощью «зеленой экономики» — в его планах превратить дождевой лес в бассейне Конго в центр экотуризма и создать новый бренд «Green Congo».
Но это рассчитанный на европейцев проект. В отношениях с Россией все обстоит более традиционно — Конго взаимодействует с нашей страной в энергетической сфере и в вопросах военно-технического сотрудничества. Москва продолжает помогать Конго в подготовке национальных кадров, в рабочих планах создание совместной лаборатории по изучению и предотвращению опасных заболеваний. Есть взаимопонимание между Россией и Конго на международной арене — Браззавиль (официальная столица Конго) выступает солидарно с Москвой против любой дискриминации в рамках ООН, близки позиции государств и на других многосторонних форумах.
Нынешний визит в Конго Сергея Лаврова и его запланированная на вторник встреча с президентом Сассу-Нгессо станет еще одним подтверждением авторитета, которого Конго добилось на международной арене и того уважения, которым пользуется глава этого африканского государства в России. Кстати, название «Народная республика» Конго получила через 10 лет после обретения независимости от Франции после того, как к власти пришли заинтересованные в дружбе с СССР социалисты. Причем Сассу-Нгессо был сооснователем в 1969 году Конголезской партии труда, выступающей с марксистско-ленинских позиций.