Чудо на берегу Жёлтой реки, или Несколько слов о китайской производительности


Про китайское экономическое чудо и его причины уже написано немало.  Поэтому любой интересующийся данной темой может сходу назвать базовые моменты, без которых Поднебесная не смогла бы в столь ограниченные по историческим меркам сроки добиться таких внушительных результатов.

Если говорить вкратце, то это, прежде всего, 1) реформы, проводимые компартией КНР и направленные на рост промышленного производства, 2) громадное население в прошлом сельскохозяйственной страны, из которого нынешний китайский бизнес рекрутирует рабочий класс, 3) грамотная налоговая политика и юань – надежная гавань для иностранных инвестиций.           

Но не только эти причины, есть еще кое-что.

Во-первых, еще в советское время китайцев называли хорошими копиистами. Большинство того, что они производили и производят, является банальными копиями уже кем-то созданных вещей. Они никогда шибко не переживали на предмет плагиата.

Около 10 лет назад я воочию столкнулся с данной китайской практикой, когда по просьбе друга помогал художнику-корейцу, долгое время прожившему в Китае, организовывать российскую ремесленную художественную мастерскую. Смысл данного предприятия был довольно прост: нужно было тиражировать написанные маслом картины европейских художников для американского рынка. 
Глава студии пытался принести в Россию китайский опыт. Когда я разобрался с нюансами, стало понятно, почему у нас данный опыт не приживётся, но в тоже время делает Китай мировым лидером промышленного производства. По словам директора художественной мастерской на территории материкового Китая он организовал около десятка подобных студий. Работающие в таких студиях китайские художники пишут по 10-20 копий картин под известных в мире импрессионистов и получают в месяц от 500 до 1000 долларов, что по китайским меркам делает их практически Крезами.

В России же напротив художник будет писать картину год, намереваясь создать шедевр, который он продаст за 1000 баксов, потому что его друг-художник 3 года назад смог сбыть картину заезжему пьяному японскому туристу за такие деньги…

Китайцы, будучи ремесленниками, пишут аналогичные картины десятками, не переживая на тему «ах какой артист умирает во мне!» Несмотря на тысячелетние имперские периоды истории данного государства у  основного населения Китая не проявляются имперские амбиции. Ведь в основном это крестьяне, живущие в своем мире, который для них означает их семью – а ее нужно прокормить, одеть-обуть и  спать уложить в тепле.

Копии предметов искусства, промышленных товаров, бытовой техники, электроники и т.д. являются основой успешного бизнеса большинства китайских предприятий. Копировать проще, чем создавать что-либо с нуля. Поднебесная довела этот процесс до космических (в прямом и переносном смысле!) высот. Они уже запускают на околоземную орбиту космические корабли. Результаты, которых добивается эта великая нация, никому не дают покоя. Теоретики продолжают копаться в методологических основах, а практики начинают копировать опыт китайцев, возможно, сами того не подозревая. Стоит хотя бы взглянуть на появившиеся в нашей стране клоны немецких оконных профильных систем. Стандартная практика копирования… Начало положено! Но стоит признать, что здесь нам пока до китайцев «как до луны пешком».

Второй базовой причиной хочу назвать уникальную изобретательность китайского народа — не в смысле инноваций и технических know-how, а в смысле житейской смекалки, которая, если ее грамотно применять, может дать фору современным западным компаниям с их сертификатами ISO 2000, выпускниками MBA и компьютерными моделями учета, планирования и менеджмента.

Например, китайцы считаются лучшими строителями на планете. Они неизменно получают крупные строительные подряды во всем мире, где требуется оптимальное соотношение цена-качество. Это особенно актуально сейчас, когда строительный бум, при котором цены на работы и материалы росли как на дрожжах, несколько сник.

Обратите внимание, пока западная компания думает в каком месте им установить башенный кран для подачи бетона, кирпича  и раствора, несколько десятков китайцев на плечах занесут на требуемый этаж и кирпич, и песок и цемент.           
Знакомые строители рассказывают о своем опыте найма на работу китайских рабочих. Через переводчика на ломаном русском те запросили зарплату в 2 раза большую, чем у русских, но производительность обеспечили в 7-8 (!) раз более высокую. В итоге мои знакомые ощутимо выиграли в цене. А сроки выполнения работ сократились в разы.

Китайцы не ждут, когда их наниматель привезет на объект строительные леса, а сооружают их из подручных средств (паллет, досок, труб и т.д.), а сэкономленное время тратят на выполнение дополнительных видов работ, т.к. время – это деньги! В отсутствие цоколя для лампы накаливания китайцы смастерят его из проволоки, доски и гвоздя. В отсутствие бетономешалки они создадут бетон при помощи носилок, лопат и ведер с водой. Любой, имевший опыт работы с китайцами на практике, приведет вам множество аналогичных примеров. Уверен, нам еще многому стоит у них научиться.

Например, во Владивостоке еще несколько лет назад исчезли как класс разнорабочие русской национальности, а китайцы до сих пор не боятся грязной работы. Это у потомков эллинов – европейцев —  Геракл стал национальным героем, очистив Авдиевы конюшни. Для китайцев же это рядовая практика, и я не удивлюсь, что они, читая про подвиг Геракла, искренне не понимают сакральный  смысл этого действа. Поэтому там, где европейцы, к которым мы по цвету кожи и разрезу глаз причисляем и себя, сидя в «дерьме» (прошу прощения), теряя время и деньги ждут разнорабочих, китайцы ухитряются взвинтить темп работ на порядок, не задумываясь о том, как бы им отлынить от работы, выпить пива с воблой или, на худой конец, организовать профсоюз. Кстати, не поэтому ли Греция (наследница Геракла!) стала в 2010 году самой проблемной  страной в еврозоне?

Иностранные инвестиции всегда были и будут желанны для местных бюджетов. И пока экономисты во всем мире считают бездушные и бессмысленные цифры притока и оттока капитала на фондовых рынках, давайте присмотримся внимательно к некоторым невидимым деталям этого процесса в Китае.

Уже ни для кого не секрет, что льготы  на территории Китая получают только совместные предприятия (с долей китайской стороны от 50%), а не те, что созданы со 100% иностранным капиталом. В чистом остатке мы видим, что за данные льготы иностранному инвестору нужно делиться собственностью и правами с китайскими предпринимателями, и чем больше бизнес и дороже инвестиции, тем больше вероятность, что не только с ними, но и с представителями местной коммунистической парт-ячейки. Это означает, что помимо денежных инвестиций и рисков, в Китай свободно перетекает интеллектуальная собственность и самое дорогое, что есть у современного бизнеса, — информация. А, следовательно, российский афоризм последних лет, гласящий, что «китаец 8 часов работает на своего немецкого хозяина, а оставшиеся 16 часов на самого себя», приобретает ярко выраженный смысл: «Приходите, люди добрые, приносите все, что считаете нужным, а мы — не гордые, освоим все!»

Отсюда новый вывод. Если грамотно сочетать иностранные инвестиции с великолепным умением копировать, получается: иностранные инвесторы несут то, что нужно китайцам «на блюдечке с золотой каемочкой»! Конечно, чересчур боязливые или недоверчивые инвесторы не торопятся с «блюдечками». Но что мешает компартии Китая, остро заинтересованной в каких-нибудь стратегических секретах, просто купить и лакомства, и блюдечко, и золотую каемочку, да и самого официанта за средства, накопленные в национальном центральном банке, который на сегодняшний день владеет самыми крупными на планете золотовалютными резервами, насчитывающими уже около двух с половиной триллионов долларов?

Что мешает китайцам купить пару советских или современных российских истребителей и крылатых ракет, чтобы разобрать их на винтики и шпунтики, прорисовать во всех  деталях чертежи и создать на их основе свои собственные самолеты и вооружение, «предварительно обработав рашпилем»? Конечно, это сложнее, чем в случае с американскими денежными и информационными инвестициями, но все равно намного легче, чем придумывать что-то самому. Тем более что в нынешнюю цифровую эпоху даже промышленный шпионаж использует методы, которые не снились военной разведке времен Холодной войны. Появление клона любого продукта, включая сильно засекреченного – это дело не лет, а всего лишь нескольких месяцев.

Скорость развития Китая нарастает, а при замедлении развития его соседей  — типа нас — разрыв увеличивается с угрожающей быстротой, и Поднебесная уходит в отрыв в гонке на скорости болида.

Качество китайских товаров – притча во языцех.  Однако первопричиной производства некачественной продукции все же стоит считать не грязные руки рабочих китайцев и отсутствие современных технологий, а потребительский рынок, акцептирующий данное качество из-за нереально низких цен, оправдывающих любые погрешности в качестве.
Гонка за ценами и ее результаты похожи на старую сказку, в которой мужик торговался с кожевенных дел мастером. Когда мужик спрашивал у него, можно ли из одной шкурки лисицы сшить одну шапку, две-три-четыре-пять шапок, шапочник неизменно отвечал: «Не вопрос! Конечно! Можно хоть десять!»  Вслед за шапочником и мы говорим: конечно же, можно, если не уточнять детали контракта! Если китайцы видят, что клиенту важны только цены, то они и акцентируют свое внимание только на них. Если клиент не уточняет размеры, качество, соответствие других параметров современным нормам, они рассчитывают только принципы экономии денег и сокращение себестоимости продукта. А в этом они, поверьте,  добились удивительных результатов. Каждый раз общаясь с представителями бизнес-сословия китайской нации неизбежно находишь подтверждение, что эти ребята знают толк в своем деле и знают как сократить денежные затраты на единицу продукции, причем используют для этого такие методы, которые ни одному европейцу даже в голову не придут.           

Возвращаясь к сказке о шапках… Нельзя до предела удешевлять себестоимость продукции. У каждого процесса есть этот предел. Китайцы, как и многие другие нации, участвуют в глобальном разделении труда, следовательно,  они также являются потребителями природных ресурсов и полезных ископаемых, которые им приходится закупать на международных рынках. Нельзя все объяснять только низкой себестоимостью рабочей силы, тем более что она (особенно в промышленных центрах КНР) постоянно растет. Тем более нельзя объяснять этим низкую цену за продукцию, в себестоимости которой велика доля сырья, ведь его цену определяют лондонские и прочие товарно-сырьевые биржи. Вот и приходится житейски смекалистым производителям химичить (в прямом и  переносном смысле) с сырьем. Там не «досыпят», там не «докладут», там «недольют»», а «расхлебывать», естественно,  приходится нам – конечным потребителям.

А вот в случае с так называемым контрафактным товаром – китайцы уже давным-давно не коронованные короли мира. Взгляните, ведь практически все контрафактные товары – это копии продукции известных дорогущих торговых марок. Низкие китайские цены на подобные подделки объясняются очень просто. Прайсы, которые выставляют рынку владельцы торговых марок, прежде всего, включают в себя стоимость бренда, или, иными словами, стоимость колебаний воздушной массы, производимых спичрайтерами, маркетологами и рекламными компаниями. Реальная физическая себестоимость продукции иногда в десятки, а то и сотни раз меньше, чем действующая на нее рыночная цена. Раздутая мыльная экономика стран золотого миллиарда тому причина. Жизнь в долг. Американский дефицит бюджета, который по расчетам специалистов к 2015 году составит уже более 19 триллионов долларов. Но эта уже совсем другая история…

Китайцы хорошо знают про эти мыльные пузыри и сознательно пользуются ими. Поэтому контрафактная продукция будет существовать до тех пор, пока себестоимость готовой продукции будет в десятки и сотни раз меньше, чем декларируемые на нее финансовыми воротилами  цены. О чем можно говорить, если в большинстве крупнейших торговых центров Китая существуют целые кварталы, где продажа контрафактного товара поставлена на широкую ногу, и никто из сильных мира сего этому не препятствует. Китайской экономике невыгодно убивать курицу, несущие золотые яйца, поэтому власть предержащие никогда этого делать не будут. А простые китайцы как продавали, так и будут продавать часы Rolex за 50 долларов… 

Author: admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *